Verification: 7cc8bb7aeeacb4df Пространства: физический и психологический аспект

Пространственная перспектива: физический и психологический аспект

живопись

Почему одни изображения пространства увлекают за собой, другие дают возможность расслабиться, третьи указывают и предостерегают, иные пугают или вызывают восторг? А некоторые просто «ломают глаз», нарушают представление о реальности.
Художники давно экспериментировали с отображением пространства на плоскости, пользуясь различными приемами перспективы. Накапливали эмпирический опыт и опыт передачи смыслов.

Слово «перспектива» имеет латинское происхождение, и связано с понятием глубины пространства. Этот термин появился для обозначения линейной перспективы, которая базируется на законах оптики, и определяет, как изображать объекты в зависимости от расстояния до точки зрения художника.
Главное правило линейной перспективы: изображения параллельных прямых, уходящих от наблюдателя вдаль, пересекаются в одной точке, которая принадлежит линии горизонта. Живопись, созданная по этим правилам, создает ощущение глубины пространства. Это правило применяется для построения интерьеров и архитектурных ансамблей, и служит своеобразным способом для упорядочивания пространства.

Чтобы максимально достичь иллюзии восприятия пространственной сцены на плоском полотне, дополнительно используют метод воздушной перспективы – уменьшение четкости контуров предметов при удалении от наблюдателя, а так же метод хроматической перспективы — смена цветов отдельных частей изображения.
При помощи этих методов можно визуально расширить маленькие помещения, поднять низкие потолки, открыть замкнутые пространства, получить реалистичные изображения 3D графики в компьютерных играх, создать глубину фотографии.
Такие отображения пространства обеспечивают комфорт психике человека.

Но иногда художник преследует иные цели. Например, для воссоздания величия и масштабности сцены применяют сферическую или панорамную живопись. Для отображения символического мира используют подчеркнуто гипертрофированные формы.

Иначе можно отобразить пространство методами обратной линейной перспективы. В этом случае пространство как бы наступает на человека, а удаляющиеся объекты увеличиваются. Наблюдателю кажется, что центр схождения параллельных линий находится внутри его сознания. Иногда художник использует несколько линий горизонта, и даже несколько точек зрения для усиления эффекта насыщенности и передачи определенных смыслов.

По таким канонам писались византийские иконы. На них отдаленные предметы имеют четкие контуры прорисовки и подчеркиваются ярким цветом. Часто весь задний план заливается золотым свечением. Человек, взирающий на эти полотна, воспринимает их как изображение сакрального мира, ощущает значимость созерцаемого сюжета или образа. А будущее человека как бы соединяется с потусторонним миром, изображенным на полотне.
Обратную перспективу можно также наблюдать в детских рисунках. Дети хотят нарисовать все, что они знают о предмете. Таким способом они строят свое понимание о мире. Все, что они знают, становится видимым для них.

Можно предположить, что методы перспективы не просто работают на соответствие реальности живописанию. Благодаря им изображение на плоскости получается убедительным для человеческого сознания, передает определенный смысл и настроение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: